Проверка и испытание электродвигателей (часть 2)


Практически на всех промышленных предприятиях работают маленькие трудяги — асинхронные электродвигатели, и своевременная диагностика с обслуживанием это необходимая часть жизни предприятия. Не секрет что в зависимости от правильности и своевременности их обслуживания стоит и безаварийность. Цель этих статей, это раскрытие всех аспектов диагностики электрических машин и агрегатов.

В первой части описывается стендовое оборудование применяемое при диагностики асинхронных электродвигателей.

Во второй и третей части описывается методика проверки электродвигателей и их испытания.

При ремонте и обслуживании технологического оборудования довольно распространённой задачей является проверка асинхронного электродвигателя, входящего в состав этого оборудования. И тут приходит на помощь интернет, который даёт ворох ненужной, а иногда и противоречивой информации. В интернете всё способы делятся, как правило, на две школы: дедовско-коммунистический способ и академически-современный.

Дедовско-коммунистический способ предполагает самую примитивную проверку, которую можно придумать. То есть включить на «холостую», вал крутится, значит работает. Однако, при повреждении «беличьей клетки» или прогорании железа статора бракованный двигатель «покажет» себя лишь после установки и начала работы оборудования. Это создаст дополнительную работу, просто оборудования и траты. Академически-современный подход напротив заставит обвешать электродвигатель кучей лабораторного оборудования, даст ворох нужных показаний, массу вычислений и интегрирований, что на корню убьёт весь смысл проверки. Да и на предприятии вряд ли кто-то позволит проверять один электродвигатель неограниченное количество времени. Как правило, такого специалиста на предприятии нет, из-за того, что это дорого и бессмысленно.

Измерение сопротивления холодной обмотки

Сопротивление обмотки электродвигателя – это один из индикаторов его здоровья, а оно хоть и железное, но иногда и шалит. Самый распространенный совет в интернете, куда большинство людей обращаются, с запросом «как проверить электродвигатель» — это измерить его сопротивление мультиметром, что не лишено смысла для двигателей до 3-5 кВт. Но данной ситуации остается неучтенным один важный момент, при увеличении мощности сопротивление обмоток падает, и при мощности 10 кВт и выше даже хороший мультиметр покажет практически нулевое значение. Что делать? В этом случае поможет милиомметр – прибор для измерения малых, ниже одного ома сопротивлений. Это хоть и недешевый прибор, однако его функциональность с лихвой окупится. Схема с четырех проводной системой измерения этому прибору необходима для того чтобы нивелировать сопротивление проводов от объекта измерения до самого прибора.

Первое на что надо обратить внимание при измерении сопротивления обмоток, симметричность сопротивления по всем фазам, она должна находиться в пределе 5% в большую или меньшую сторону, второе это адекватность сопротивления мощности электродвигателя, довольно подозрительно, когда у двигателя мощностью 25 кВт сопротивление ом 100, или у 180 ваттного электродвигателя 10 ом. Как правило, на любой электродвигатель данные о сопротивлении обмотки можно найти в справочниках и паспортах к ним.

Измерять сопротивление желательно при комнатной температуре и полностью разобранной схеме, то есть необходимо снять все перемычки в клеммной коробке исключая таким образом одновременного «прозвона» всех фаз.

И в дополнении о двухскоростных асинхронных электродвигателях, их обмотка устроена похитрее односкоростных электродвигателей, и все обмотки «прозваниваются» между собой даже на полностью исправном электродвигателе.