Проверка и испытание электродвигателей (часть 3)


Измерение мощности и силы тока на холостом ходу

Включение электродвигателя в сеть на «холостом ходу» это такая проверка, которую надо проводить после измерения сопротивления изоляции. При первом включении необходимо остерегаться прямой подачи напряжения из сети в электродвигатель, так как немалые пусковые токи могут сильно навредить обмоткам. Большой пусковой момент вполне способен опрокинуть незакрепленный электродвигатель, согласитесь мало приятного, когда огромная «железка» катается по полу. Самый оптимальный способ такого запуска, это пуск через устройство плавного запуска (УПЗ) или через индукционный регулятор напряжения на соответствующую мощность. Хорошую альтернативу индукционному регулятору может составлять трехфазный ЛАТР.

При первом запуске обязательно нужно контролировать ток во всех фазах и внимательно следить за его симметрией, допускается отклонение не более 5% одной из фаз, с учетом симметрии напряжения в сети. Очень полезны показания такого прибора как ватт/варметр, при отсутствии нагрузки на валу как правило активная энергия составляет 10-15% от паспортных данных на электродвигатель, а реактивная напротив достигает иногда 75% от полной мощности электродвигателя. Это происходит потому что, электродвигатель преимущественно индукционный аппарат и без отбора мощности потери на реактивную энергию у него велики. Однако если активная энергия превышает реактивную на «холостом ходу», это говорит о серьезных проблемах в электродвигателе и скорее всего его необходимо ремонтировать.

Согласно ГОСТ Р 53472-2009 рекомендованное время работы на «холостом ходу» составляет не менее 15 минут, в течении которых также необходимо определить шумовые характеристики подшипников и их нагрев.

Измерение мощности и силы тока под нагрузкой

Следующим этапом является измерение мощности и силы тока под нагрузкой. На валу создаётся нагрузка аналогичная рабочим характеристикам электродвигателя с помощью специального нагрузочного устройства или генератора соединённого с валом электродвигателя. При этом внимательно сравниваются показания амперметров и ватт/варметров с паспортными данными на электродвигатель. Желательно сравнить и коэффициент мощности с паспортными данными электродвигателя, заметное увеличение коэффициента мощности укажет на некачественный ремонт обмоток или недостаточную нагрузку на валу.

Проверка электродвигателя под нагрузкой очень важный этап, который невозможно пройти без специализированного стенда для проверки электродвигателя в комплекте с механическим нагрузочным устройством. Особые требования предъявляются к измерительным приборам, которые должны иметь класс точности не менее 0.5, что недостижимо с обычными щитовыми, стрелочными приборами.

Время проверки в этом режиме должно составлять не менее 20 минут, до полного установления баланса температуры электродвигателя. Данное испытание желательно совместить с проверкой на нагрев и скольжение. Скольжение – это разница между электрической частотой вращения и механической, она проверяется с помощью тахометра и должна укладываться в паспортные значения на данный электродвигатель.